Ответы на вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы про мотокросс в Чите

Вопросы про мотокросс задают многие — как 40-летние мужчины, так и подростки 13 лет и их родители. Есть статья Губича С.Г. «Как попасть в
мотокоманду?» у нас на сайте, но вопросы почему-то всё равно остаются, я отвечаю на них регулярно, особенно после гонок. Попробую упорядочить
информацию.

1. Как начать заниматься мотокроссом?
2. Где взять мотоцикл?
3. Как вас найти?
4. Нужны ли какие-то документы?
5. Когда можно посмотреть гонку/тренировку?
6. Есть ли программа занятий с тренером и так далее?
7. У меня нет мотоцикла и экипировки, дают ли их в прокат?
8. Можно ли просто прийти прокатиться?
9. Мотокросс — это опасно?
10. Где брать экипировку/запчасти/расходники?
11. Финансирует ли вас государство?
12. У меня мотоцикл «эндуро». Можно ли заниматься кроссом/участвовать в гонках?

Первый популярный вопрос: как начать заниматься мотокроссом?

Ответ простой — приобрести мотоцикл и экипировку и прийти в мотокоманду. Но сначала надо трезво оценить плюсы и минусы этого спорта.

О плюсах:

1. Мотокросс — очень красивый вид спорта. И очень мужественный — ребенок научится упорно тренироваться, ползти к финишу через силу и боль,
подниматься после падений, не бояться скорости, долго работать в напряжённых условиях, быстро принимать решения. В кроссе работают все группы
мышц — так что при регулярных занятиях крепкие руки и ноги обеспечены.

2. Вид спорта очень практический — через некоторое время молодой гонщик будет уметь разбортовывать колеса, крутить болты, смазывать подшипники,
сверлить отверстия, менять масло, знать принципы работы карбюратора, устройство амортизатора и много других нужных каждому мужику вещей. Было бы желание.

3. Если ребенок просто хочет мопед или мотоцикл (вполне естественное желание) — смело покупайте ему кросс и ведите к нам. Если человек умеет
ездить на кроссовом мотоцикле — он поедет на любом другом. Учиться тоже лучше на закрытой трассе под присмотром старших товарищей, а падать (в
первый год на мотоцикле это неизбежно) гораздо лучше в защитной экипировке на землю на скорости 30 км/ч, нежели в курточке на асфальт на скорости
за сотню. Если мальчик кроссом и не будет заниматься дальше, то на дорогах будет чувствовать себя очень уверенно. И за рулём автомобиля тоже.

4. Регулярное общение и совместный труд в тесном мужском коллективе с более старшими товарищами — это тоже несомненный плюс в психологическом
плане и становлении личности.

5. Фото красивого гонщика в полете, размещенное в соцсети, сильно увеличивает популярность у девочек. Не говорите, что это не важно.

Теперь о проблемах:

1. Мотокросс — это настоящий спорт. За высокими прыжками и резкими поворотами стоят годы тренировок и литры пота. Первый круг по трассе часто
вдребезги разбивает иллюзии, это очень сильно отличается от того, что вы видите на гонках и в телевизоре. История знает немало примеров, в т.ч. и
у нас в команде, когда новичок сдувался после третьей тренировки и продавал мотоцикл, так как опыт езды на дорожном мотоцикле здесь значения
почти не имеет (разве что передачи так же переключаются). Почему так происходит? Потому что нет ОФП (общефизическая подготовка).

Что нужно в первую очередь — выйти на улицу и попробовать пробежать 25-30 минут без остановок в среднем темпе (не трусцой). Если через пять минут
сбилась дыхалка и подкосились ноги — от тренировок на мотоцикле толку не будет, там ещё тяжелее. Продолжайте бегать и приходите через месяц.
Также желательно подтягиваться хотя бы 8-10 раз. Хороши регулярные далёкие заезды на велосипеде и бассейн. Это для начала.

Без ОФП на трассе новичок будет думать не о технике езды, а только о том, как бы удержать мотоцикл.

2. Мотокросс — это недешёвый спорт. Стоимость мотоцикла для взрослого/ребенка:

Новый в коробке — 500/300 т.р.
Б/у в хорошем состоянии от 200/от 150 т.р.
Б/у потрепанный — от 100/от 50 т.р. Дешевле имеет смысл брать только на запчасти.

Цифры очень приблизительные (бывают и за миллион мотоциклы), просто для понимания общего уровня цен. В б/у потрепанный нужно будет вложить ещё
тысяч 40-50 на замену запчастей, и необходимо, чтобы гонщик/его папа имел прямые руки. Мы всё покажем, расскажем, поможем, но большую часть работ
придётся делать самому.

Есть единственный нюанс — китайские мотоциклы. Их мотопром начал поднимать голову, стоимость — дешевле в полтора/два раза. Для первоначальных занятий можно в принципе купить китайский эндуро тысяч за 100, но при регулярных тренировках он за сезон просто сломается, причём все детали по
очереди.

Далее — экипировка. Без правильной экипировки можно серьезно что-нибудь сломать или умереть. Что настоятельно необходимо — мотокроссовый шлем,
мотоботы, черепаха или панцирь, наколенники, очки. Опционально — защита шеи, налокотники, защитные шорты, штаны, майка (джерси), перчатки,
куртка, носки, термобелье. Стоимость минимального комплекта — от 30 т.р.

Далее — расходники. В общем-то кроссовый мотоцикл — это один большой расходник, постоянно ломаются рычаги и пластик, гнутся рули и радиаторы,
стираются резина и колодки, вытягивается цепь, крошатся звезды, рвутся ручки. Кроме этого надо регулярно заливать бензин, менять масло и
маслофильтр, мыть и пропитывать воздушный фильтр, подтягивать и смазывать цепь. Эти расходы непредсказуемы, особенно на б/у мотоциклах. Осторожно
скажу, что я бы закладывал 5 т.р. на месяц постоянных занятий и 50 т.р. разово зимой на покупку износившихся за сезон запчастей.

Далее — членские взносы. 700 р. в месяц (кроме зимы) в мотофедерацию — на проведение соревнований и подготовку трасс. И плюс 500 р. в месяц, если
мотоцикл будет стоять в нашем гараже на ЗабВО — аренда, свет, вода, мелкий ремонт.

Сразу скажу, что если такие расходы не по силам — влезать в это дело не стоит. Я написал самый минимум. Не получится купить по дешёвке старый
Чезет за 20 тысяч и без проблем кататься год. Нельзя тренироваться в кроссовках. Нельзя менять масло раз в году, ездить на наклепанных колодках,
со сломанным рычагом тормоза. Просто потому что это небезопасно для жизни.

3. Мотокросс — это общественное мероприятие. Необходимо ходить на собрания, участвовать в субботнике, уборке гаража, поливке и подготовке трасс,
текущих ремонтах, организации соревнований. Человек, который будет только кататься на мотоцикле (в то время как другие равняют трамплины и моют
пол), нам в команде не нужен — такова жизнь на данный момент.

Минусов меньше, но они большие. Ещё раз прочитайте и тщательно подумайте.

Следующий популярный вопрос — где взять мотоцикл?

Ответ — сначала прийти и спросить у нас, что есть в наличии в Чите, так как всегда кто-то что-то продаёт. Если вам предлагают купить конкретный
мотоцикл (пусть это даже родственник или сосед) — всё равно прийти и спросить о нём у нас, так как мы знаем историю, наверное, всех кроссовых
мотоциклов в крае. Иногда мотоцикл блестит, на нём новый пластик и наклейки — но всё остальное уже устало, а бывает наоборот — потертые бока, но
двигатель и подвеска очень бодрые.

Также вам подскажут, что взять конкретно вам. Ребенку 10 лет не надо покупать 85-кубовый аппарат «на вырост», новичку не надо покупать 250-
кубовый двухтактник и так далее. Лично мой универсальный совет взрослым (от 16 лет) новичкам — четырёхтактная 250-ка. Обсуждаемо, конечно.

Мотосалон в Чите пока один — «Садко Моторс»/»Мир Приключений». Там китайцы в основном.

Если нет в Чите ничего — тогда moto.auto.ru, moto.drom.ru или объявления в соцсетях и на форумах, самый посещаемый — motogon.ru. После диалога с
владельцем — опять-таки лучше посоветоваться, по фотке тоже можно кое-что сказать о мотоцикле.

Ну и лучше всего — официальный дилер. Иногда дают скидки в 10-20% на модели прошлых модельных годов. Отправляют в любой город без проблем.

Есть интересный вариант — http://shop.astaykin.com/ Это наш российский гонщик, живёт в Штатах, отправляет мотоциклы в РФ. Канал надёжный, через
него брали мотоциклы и в Чите, и в Краснокаменске. Единственный нюанс — для уменьшения таможенных расходов мотоцикл разбирается на 4 части и
отправляется 4-мя посылками. Здесь его необходимо собрать обратно, это довольно легко, но посылки могут идти от 2 недель до 2 месяцев.

Как вас найти?

Официальный сайт — https://zabfms.ru
Группа «Вконтакте» — http://vk.com/zabfms

Помещение — мотокоманда на стадионе ЗабВО. От центрального входа по асфальтовой аллее надо пересечь весь стадион насквозь — увидите трассу и гараж. Либо надо объехать стадион вдоль забора — как раз в трассу и упретесь. В летнее время в команде почти всегда кто-то есть по вечерам и после обеда в выходные.

Найти нас можно также на соревнованиях, можно спросить в РО ДОСААФ на ул. Богомякова, в крайнем случае пишите здесь в комментариях.

Почта — jimmyzru (at) gmail.com

Нужны ли какие-то документы?

1. Если нет 16 лет — письменное согласие обоих родителей на занятия мотокроссом.
2. Страховка здоровья на сумму не менее 100 тысяч рублей. В страховке обязательно должно быть написано «включает занятия мотоспортом»,
проконтролируйте этот вопрос, были случаи невыплат по обычным страховкам здоровья. Стоит 1500-3500 на год, в зависимости от страховой. Можно
также на меньший срок страховаться.
3. Медосмотр, с допуском для участия в соревнованиях. Члены федерации проходят его в апреле в Центре спортивной подготовки — там углубленное
обследование. Но устроит и медосмотр вашей районной поликлиники.
4. Заявление на вступление в федерацию — напишете при встрече.
5. Лицензия МФР — необходима для участия в гонках, выдается членам федерации за небольшую сумму.

Когда можно посмотреть гонку/тренировку?

Ознакомиться с расписанием гонок. Это официальные соревнования, ещё бывают внеочередные — все анонсы и положения есть на вышеуказанных сайтах. Тренируется на ЗабВО каждый по самостоятельной программе — вечером всегда кто-то катается. Больше
всего народу в субботу/воскресенье около пяти часов вечера. Иногда в выходные мы выезжаем на мемориал или в Засопку на автотрассу (там внутри у
нас накатано кольцо).

Есть ли программа занятий с тренером и так далее?

Сложный вопрос. Нас мало, к сожалению, и очень трудно собрать полноценную группу новичков. Ещё труднее заставить их ходить на тренировки по
расписанию — люди взрослые, занятые, командировки-работа-отпуск. Тем не менее, сейчас такая группа начала формироваться, проведены первые
занятия, так что всё можно устроить. Но за отдельную плату (размер ещё неизвестен, но, думаю, 300-500 р. за занятие будут вполне адекватной
суммой).

В любом случае — мастера спорта у нас всегда показывают первоначальные упражнения и дают подсказки по ходу дела — так, к сожалению, училось
большинство теперешних гонщиков.

У меня нет мотоцикла и экипировки, дают ли их в прокат?

Общих мотоциклов у нас нет, прошли те времена, когда государство выдавало технику, ЗабФМС — это общественная организация с самофинансированием.
Но при наличии достаточного спроса мы готовы рассмотреть вопрос о приобретении одного-двух тренировочных мотоциклов. Дайте нам знать, что вы
готовы платить 1000 р. в час (дешевле не выйдет, увы, считали) за занятия на прокатном мотоцикле — и мы обдумаем этот момент.

А прийти прокатиться можно? Ну просто попробовать?

Вряд ли, разве что если гонщик — ваш большой друг. Не потому что жалко бензин, просто по неопытности мотоцикл можно убрать за пару секунд, или
нанести ему серьезный ущерб тысяч на сорок. Если учесть, что запчасти ждать месяц — будет совсем некрасиво. Если по той же неопытности катальщик
сломает что-нибудь себе — владелец мотоцикла может пойти под суд.

А кроме того незнакомый катальщик может просто уехать домой. Номеров на мотоцикле нет, регистрации в ГАИ — тоже, потом не найти.

Единственный приемлемый выход — дать мне в руки 300 т.р., и после этого идти кататься на моем мотоцикле. Заверения в том, что «братан, да всё
нормально будет, если чё, я потом рассчитаюсь без базара» не помогут. Всё, что здесь написано, бывает, и проверено на собственном опыте.

Мотокросс — это опасно?

Ответ — однозначно да. Это по-настоящему экстремальный вид спорта.

Однако вероятность травмы вполне можно свести к минимуму — подготовленный мотоцикл, правильная экипировка, тщательная разминка, хорошая ОФП, работа на тренировках. Тогда ситуация всегда остается под контролем. Как правило, причина травмы (и не только в кроссе) — переоценка собственных возможностей.

Действительно серьезные травмы у нас случаются редко и на больших скоростях — обычно это борьба за место в первой тройке на чемпионате края. До
этого уровня вам ещё очень далеко. Но расслабляться не надо.

Падений на тренировках и сопутствующих им мелких растяжений, ушибов и синяков избежать не удастся ни в коем случае.

Как следствие — никогда не катайтесь в одиночку, тем более в безлюдных местах, хотя бы один наблюдатель должен присутствовать на тренировке.

С мотоциклом разобрались, а где брать экипировку/запчасти/расходники?

Каналы есть разные:

Из экипировки кое-что есть в «Садко Моторс», дорого, но это можно померить и купить прямо здесь.

Кто-то ездит в Москву/Иркутск/Новосибирск- там есть мотосалоны, и можно что-нибудь подобрать.

Есть российские интернет-магазины, типа 1rmc.ru. Сроки доставки обычно — две недели.

Из-за цен и ассортимента я предпочитаю зарубежных поставщиков запчастей и экипировки, например mxsouth.com. Заказываю иногда что-то специфическое
с Ebay. Еще есть btosports.com и motosport.com. Всё заказывается и доходит до Читы за 1-8 недель. Самая главная проблема — это знание английского
языка, т.к. надо переписываться с поставщиками в случае уточнения деталей заказа. Вторая проблема — стоимость посылок не должна превышать 1000
евро в месяц, на всё, что свыше этой суммы, накладывается пошлина в 30%. Стоимость доставки посылки из Америки колеблется в пределах 12-18% от
стоимости заказа, в зависимости от суммы, массы и объёма. Для расчётов надо иметь карту Visa или Mastercard, только классические версии, никаких
Электронов и Маэстро.

Для членов федерации я несколько раз в год заказываю запчасти общей посылкой, денег за это не беру, только цена+доставка.

Резины полно в России (motorezina.ru, в частности). К началу сезона нам 10-15 баллонов любезно привозит шинный центр «Pole Position», но её очень
быстро разбирают. Обычный универсальный выбор для кросса — Dunlop MX51 или MX52.

Масло и прочие жидкости — на Журавлева есть СТО «Liqui Moly», там всё есть. Езжу на этом масле пятый год, лью в четыре мотоцикла, всё отлично.
Если кто-то предпочитает Motul — почти напротив есть магазин «Автопилот». Это всё наши друзья и спонсоры. Выбор масла — личное дело каждого,
советов тут лучше не давать.

Для заказа запчасти надо точно знать марку и год выпуска мотоцикла. Для экипировки — размер. Всё можно угадать на глаз, кроме размера мотобот, в
этом случае лучше приехать в команду и попросить померить боты других гонщиков. Учтите, что новые (или долго пролежавшие) боты надеваются очень
туго, нога туда буквально забивается (очень толстая кожа и пластик), но через 2-3 тренировки все отлично разнашивается.

Финансирует ли вас государство? Вы же официальный спорт.

Почти нет. «Почти» — потому что какие-то суммы мы получаем, но их хватает только на кубки/медали и всякую мелочевку. И на том спасибо, это не
только у нас, но и в других дисциплинах. Подготовка трассы, трактор, полив, баннеры, флаги, музыка, ограждение и т.п. — всё за свой счёт. Час
работы погрузчика, например, стоит 3000 р., работать на трассе ему надо 2 часа минимум. Поэтому и рекламы маловато, и дополнительных фишек для
зрителей не предусмотрено. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Медосмотр, страховка, лицензия… а можно ли только тренироваться «для себя», а на соревнованиях не выступать?

Теоретически можно, а смысл? Во-первых, мы — спортивная федерация, а не клуб любителей езды по кругу. Во-вторых, только гонка показывает
эффективность твоих занятий. Даже если ты последним едешь — ну вот в прошлый раз лидер привез тебе четыре круга, а в этот раз всего два — значит
прогресс есть. В-третьих, по напряжению, получению опыта, самоотдаче гонка равна десятку тренировок.

У меня мотоцикл «эндуро» с фарой и поворотниками. Можно ли заниматься кроссом/участвовать в гонках?

Ответ — даже нужно. Как минимум, научитесь хорошо ездить на эндуро. Если на гонку регистрируется несколько эндуристов — мы выпускаем их отдельным
заездом в классе «хобби» или в группе ветеранов. Кроме этого, ежегодно проводится кантри-кросс (гонка по естественному рельефу), где участвует человек 10-15 эндуристов-любителей — прекрасный способ проверить свои силы. Страховку только не забудьте.

Другое дело, что обычные гражданские эндуро типа XR/TTR/Djebel/DRZ не сильно подходят для кросса из-за большой массы и мягкой подвески, так что
через полгода занятий вы захотите их поменять на что-то полегче и пожёстче.

Если дополнительные вопросы появляются — пишите в комментарии, ответим.

5 мыслей о “Ответы на вопросы”

    1. Проще всего повстречаться с С.Г. Губичем на каких-нибудь соренованиях, и он всё расскажет. Если срочно надо — пишите, организуем.

  1. Среди многих интернет-магазинов в которых мне пришлось зайти чтоб купить качественное оборудование , я б хотел отметить только один.И это интернет-магазин «Мотомир».Магазин мне понравился тем что там выгодные цены и качественный товар. Я мне нужен был новый вариатор , я зашел на сайт https://мотомир.рф и сразу же нашёл подходящий вариант

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

всё о мотоциклетном спорте в Забайкалье